Сюжетная содержательность

Сюжетная содержательностьСюжетная содержательность обнаруживается в различных жанрах и непосредственно влияет на формат произведения. Так, портретный жанр имеет тенденцию к тому, чтобы высота картин была больше ее ширины. Хотя и здесь есть исключения: достаточно вспомнить картину художника Т. Са — лахова «Портрет композитора Кара — Караева» . Частные закономерности прослеживаются и в пейзажном жанре, в котором чаще всего горизонтальный размер больше вертикального. Вытянутые по вертикали форматы предполагают величавость и стройность, а горизонтальные — простор и широту. Можно выделить также форматы в виде круга и овала. Изображение в круге чаще всего строится центрически, а в случае овала — в соответствии с осевыми координатами и отношением верха и низа.

В живописном произведении информативность содержания должна превалировать над информативностью формы, т. е. формат не должен отвлекать внимание от изображения. А как говорилось выше, наименьшую информативность имеют форматы, близкие к квадрату, и форматы, вытянутые в одном из направлений. Возможности передачи содержательной стороны изображения у них различны.

Вместе с тем нельзя давать однозначную оценку какому-либо формату или выделять некоторые его виды. Не в формате главное, а в той мысли, которая заключена в композиции определенного формата. Известный австрийский художник Г. Климт часто выбирал для своих картин квадратный формат холста, особенно для пейзажей. По его мнению, такой формат предоставляет возможность декоративного раскрытия, несущего в себе ощущение покоя. Он считал, что «этот формат позволяет поместить тему в атмосферу мира. Поскольку квадратная картина становится частью Вселенной».

Похожие записи

7adc941cedf9d1ed