Эффективные методы обучения
В области композиции эффективные методы обучения наработаны представителями различных архитектурно-художественных и художественных школ. Интерес к данной сфере не ослабевает и продолжает неизменно развиваться. «В свое время мы выбросили из отечественной истории опыт авангардных течений XX в., школа не использует его должным образом, а молодежь бросается туда без разбора, без критического усвоения. Чтобы двигать вперед культуру, надо освоить предыдущий опыт — не для подражания, а для нового скачка» .
Созвучно нашему времени и высказывание В. А. Фаворского, который при организации живописного факультета нового типа призывал «признать за ним права на эксперимент», не понимать его только как «станково-картинное» отделение, но и как «станково-лабораторное».
Большой вклад в становление формальной дисциплины «Цвет» внесли преподаватели Вхутемаса, которые рассматривали ее также с точки зрения элементов живописи. Учебные упражнения носили неизобразительный, абстрактный характер, однако их освоение сводилось непосредственно к дальнейшей архитектурной деятельности.
Как показывает современная практика обучения архитекторов, в рамках дисциплины «Живопись» наряду с изобразительными задачами решаются также и задачи формального порядка, освоение которых требует теоретических знаний, практических навыков и творческого подхода. Необходимо осознать истину, что ремесло и творчество неразделимы. Если мы посмотрим биографии известных художников, работавших в разных изобразительных направлениях, то увидим, что большинство из них прошли академическую школу обучения. Приобретенные знания, навыки и подлинный талант позволили им проявить творческую индивидуальность.