Видоизменения объекта изображения
Как мы убедились, показанные выше видоизменения объекта изображения всегда имеют материальное выражение. В изобразительном искусстве оно представлено в наглядной художественной форме.
В качестве обобщения можно привести слова Г. В. Степанова: «Весь процесс освоения живописного пространства есть поступательное движение в познании реальных закономерностей пространственного мира: он сопровождается “снижением” условностей, налагаемых извне, и одновременно возрастающим значением творческой личности художника. Следствием явилось многообразие стилей, манер, почерков. С другой стороны, освобождение от внешних ограничений повышает требования к собственным художественным качествам произведения. Но преемственность в развитии искусства не нарушается и не должна нарушаться. На место нормативных рамок и канонов приходит широкое осмысление всего опыта мирового искусства» .
В основе любого понятия лежит абстракция, отвлечение конкретных интересующих признаков с отстранением других. «Здесь надо отличать основные элементы, без которых произведение вообще не может быть создано в отдельном от прочих виде искусства. Все другие элементы должны быть обозначены как второстепенные» .
Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым — линия, третьим — поверхность, четвертым — тело, которое одевается поверхностью. Художник, выделяя точку, линию, пятно, плоскость, объем, сосредоточивает свое внимание на их качественных и количественных отношениях. Другие признаки, например технологические, могут игнорироваться в зависимости от цели их рассмотрения.