Творческая деятельность
Природа творческой деятельности художника связана не только с его зрительным восприятием, но и с умственной работой полушарий мозга, как мы убедились в этом, его представлениями, возникающими в сознании и опосредованно влияющими на восприятие. А оно зависит от возраста, состояния здоровья, эмоционального состояния, жизненного опыта, общей способности к эстетическому постижению и множества других факторов. Один и тот же человек в зависимости от ситуации, а точнее, от внутреннего настроя может увидеть совершенно разное. Находясь за рулем автомобиля, он автоматически контролирует меняющуюся ситуацию, а на экскурсии, рассматривая архитектурные достопримечательности, увлеченно общается с приятным собеседником и т. д.
Имеется ряд исследований, изучающих закономерности влияния формы, цвета, фактуры на психические и эмоциональные реакции человека. Наиболее трудными для исследования являются характеристики художественных произведений, которые опосредованы восприятием зрителя и которые попадают под установки «красиво» или «некрасиво», привычности или новизны, технического совершенства, мастерства исполнения и способов образного решения. Эти факторы и представляют особый интерес, так как они определяют восприятие произведений искусства большинством из нас.
Что касается живописи, то скорее всего будет чрезвычайно трудно сразу разобраться в изобразительных пятнах на картине. Потребуется время, в течение которого мы увидим изобразительное поле с распределенными группами и основными цветовыми пятнами, и только потом можно будет определить организованный художником пространственный цветовой порядок.
Академик Н. М. Амосов, излагая гипотезу о механизмах разума, считал, что любое действие «включает» психику человека. При этом каждый последующий этап цепочки элементов действия включается от предыдущего с участием стимула, торможения или в зависимости от условий активизации действия по принципу простого рефлекса: раздражитель — действие. Разница между ними лишь в том, что одно звено заменяется несколькими. Например, восприятие — анализ — цель — планирование — решение — действие. В каждом звене присутствуют свой стимул и свое торможение. Остановимся на уточнении этих терминов.