Монтажная композиция
Примерами монтажной композиции в изобразительном искусстве может служить серия картин художника Ф. Леже: «Танцовщица в голубом», «Предметы в контрасте», «Натюрморт с двумя ключами» . Неожиданные сочетания укрупненных предметов, деталей, людей и объектов средних, промежуточных планов свободно располагаются и парят у него в условном пространстве. Монтажная композиция как принцип организации художественного пространства предполагает упрощенную конструктивность форм и двухмер — ность изображения. Зрительное внимание фиксируется и фокусируется на внешней структуре построения композиции. Подобный подход хорошо иллюстрируют картины художников Общества станковистов — ОСТ. Большинство произведений членов общества представляют собой монтаж, где рама и плоскость холста используются в виде своеобразных несущих конструкций, на которых монтируются изобразительные элементы. В изобразительной практике художниками был поставлен вопрос: что изображать? Классическим примером ответа на этот вопрос, а также на вопрос: как изображать? — явилась картина А. Дейне — ки «Текстильщицы» . Она состоит целиком из индустриальных мотивов: конструкций цехов, технических приспособлений, оборудования, машин, подчиненных идее трудового порыва рабочего человека. Однако монтаж не сводится к чистому приему, а является следствием взгляда на жизнь, стремлением предугадать и воплотить завтрашний день. Монтаж дает свободу в отношении к предметам и явлениям, позволяя подчеркнуть в предмете существенные, конструктивные и выразительные стороны. На этой основе создается образ вещи, отмеченной логикой художественного построения и целесообразной, остросовременной красотой.