Восприятие предметного мира
Зрительное восприятие предметного мира происходит как у художника, так и у зрителя на перцептивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При изображении предмета мы получаем информацию не только о предмете, но и о чувствах, которые он вызывает у зрителя. Экспериментально установлено, что основная часть зрительной информации строится на восприятии контурных линий. Глаза быстрее всего воспринимают абрис изображения, так как он выявляет форму, а затем структурные элементы. Линия контура несет в себе самую важную информацию. В анализе контура-силуэта, проведенном И. Я. Страутманисом, отмечается, что контур представляет собой замкнутую, максимально длинную и самую прихотливую линию из всех непрерывных линий в зрительной проекции предмета. Поэтому в нем содержится значительная информация, а в его информативности и заключается значение силуэта, который, по мнению психологов, служит для распознавания зрителем образов внешнего мира, даже в том случае, когда одновременно воспринимаются объем, цвет и тон. Первые изображения, сделанные человеком, были, по-видимому, не случайно контурными рисунками.
Силуэт представляет собой два качества: кульминацию контрастного противоречия среды и носителя данных для дешифровки информации. Являясь плоской проекцией объекта и эффективным средством восприятия, силуэт позволяет выделить его из окружения за счет величины формы, тонального или цветового пятна и контура. Информативность силуэта, его выразительность раскрываются в ходе зрительного восприятия, которое всегда активно и избирательно. Это не только реакция на внешний стимул, но и действие, направленное на освоение увиденного. Восприятие силуэта человеком, безусловно, является эмоциональным и пристрастным. Воспринимаются не внешние формы сами по себе, а в единстве с их внутренним содержанием. Все смысловые оттенки при восприятии силуэта выражены во внешней структуре: отношение силуэтного пятна к фону, подчеркнутое заданно — стью контура. При зрительном восприятии обычно происходит стимуляция смыслового содержания, которое лежит в основе выразительного силуэта. Взаимообусловленность содержания и выражения силуэта позволяет отнести его к разряду символических изображений. В архитектуре силуэты часто становятся символами городов либо их гербами.